Промышленность и сельское хозяйство
Промышленность — важнейшая отрасль материального производства, к которой относится промышленно-производственная деятельность предприятий. Различают: промышленность добывающую и обрабатывающую; промышленность тяжелую, легкую, пищевую и другую, которые, в свою очередь, подразделяются на отрасли и отдельные виды производства (например, легкая промышленность подразделяется на текстильную, швейную, кожевенную, меховую, обувную).
Сельское хозяйство — важный сектор экономики, производящий сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающий потребности в продуктах питания и сырье для текстильной, обувной, парфюмерной, пищевой промышленности.
Сельское хозяйство и промышленность взаимосвязаны и взаимозависимы. Их совместное развитие способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения. Вместе с тем результаты деятельности сельского хозяйства и промышленности затрагивают все население и могут нанести вред здоровью при отсутствии должного контроля.
При государственной регистрации любой новой организации ей присваивается соответствующий код ОКВЭД, определяющий ее деятельность. Пищевая промышленность рассматривается в отдельном разделе справочника.
- Деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства
- 01.70
- Деятельность в сфере сельского хозяйства, охота, лесное хозяйства
- 02.10
- Рыболовство (кроме рыбопромысловых судов), рыбоводство
- 03.22.9
- Производство текстильных изделий
- 13.99.9
- Производство одежды
- 14.39
- Производство кожи и изделий из кожи
- 15.20.42
- Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
- 16.29.23
- Производство бумаги и бумажных изделий
- 17.29
- Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
- 18.20
- Производство кокса и нефтепродуктов
- 19.34.3
- Производство химических веществ и химических продуктов
- 20.60.2
- Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
- 21.20.2
- Производство резиновых и пластмассовых изделий
- 22.29.9
- Производство прочей неметаллической минеральной продукции
- 23.99.62
- Производство металлургическое
- 24.54
- Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
- 25.99.29
- Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
- 26.80
- Производство электрического оборудования
- 27.90
- Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
- 28.99.9
- Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
- 29.32.3
- Производство прочих транспортных средств и оборудования
- 30.99
- Производство мебели
- 31.09
- Производство прочих готовых изделий
- 32.99.9
Санитарно-эпидемиологические риски
- Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции, внебольничные пневмонии, новая коронавирусная инфекция (COVID-19);
- Острые кишечные инфекции, энтеровирусные инфекции, вирусный гепатит А, холера;
- Туберкулез, менингококковая инфекция, ветряная оспа, коклюш, корь, краснуха, эпидемический паротит;
- Клещевой вирусный энцефалит, клещевой боррелиоз и другие инфекции, передающиеся клещами;
- Бруцеллез, лептоспироз, туляремия, сибирская язва, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство, листериоз, лихорадка-Ку;
- ВИЧ-инфекция.
- Заболевания костно-мышечной и периферической нервной системы, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем (полинейропатии, радикулопатии, поражения плеча и др.)
- Заболевания, связанные с воздействием физических факторов (нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь, заболевания, связанные с воздействием интенсивного теплового излучения и нагревающего микроклимата (проявления: тепловой удар, тепловой обморок и др.), заболевания, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения (фотокератит, фотодерматит и др.);
- Заболевания бронхолегочной системы, вызванные воздействием промышленных аэрозолей (профессиональные бронхиты, пневмокониозы, и др.);
- Злокачественные новообразования соответствующих локализаций;
- Острые отравления, связанные с воздействием производственных химических факторов (отравления веществами остронаправленного действия: углерода оксид, азота оксиды (в пересчете на NO2), азота диоксид).
При работе объектов промышленности и сельского хозяйства существуют риски возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Актуальные инфекционные заболеваний для этой отрасли:
Актуальные неинфекционные заболевания для этой отрасли, связанные с условиями деятельности:
- Отстранить сотрудника с признаками инфекционного заболевания от работы.
- Сообщить о больном в медицинскую организацию (в случае выявления больного на рабочем месте при наличии на предприятии здравпункта).
- Неукоснительно соблюдать предписание органа Роспотребнадзора о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по проведению вакцинации по эпидемическим показаниям, проведению лабораторных исследований воды, дезинфицирующих средств.
- Контролировать проведение иммунизации по эпидемическим показаниям (при необходимости).
- В рамках производственного контроля провести установку фильтр-пакетов на водопроводную воду (5-7 суток).
- Организовать проведение заключительной дезинфекции силами специализированной организации с контролем качества, зарегистрированными дезинфицирующими средствами, эффективными в отношении возбудителей.
- В случае присасывания клеща направить работника за медицинской помощью в здравпункт, где медицинский работник собирает необходимые сведения о территории присасывания клеща, о вакцинации в отношении клещевого вирусного энцефалита, информирует пострадавшего о необходимости направления клеща в лабораторию для выявления возбудителей инфекционных болезней, передающихся иксодовыми клещами. В случае обнаружения возбудителей инфекций, передающихся иксодовыми клещами, в исследуемом образце медицинские работники должны проинформировать пострадавшего о необходимости проведения экстренной профилактики. Экстренную специфическую профилактику инфекций, передающихся иксодовыми клещами, необходимо проводить в течение 72 часов после присасывания под наблюдением медицинских работников.
- Иметь санитарно-защитную зону (для объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования).
- Организовать обращение с отходами производства в соответствии с требованиями санитарных правил.
- Контролировать соблюдение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе жилой зоны и территорий, для которых установлены нормативы к качеству атмосферного воздуха, в результате деятельности промышленного объекта.
- Контролировать качество и безопасности питьевой и горячей воды на промышленном объекте, в соответствии с гигиеническими нормативами.
- Согласовать нормативы допустимых сбросов сточных вод в водоемы (водоотведение) с Роспотребнадзором, с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения.
- Организовать обращение с отходами животноводческих и птицеводческих комплексов в соответствии с требованиями санитарных правил.
- Контролировать применение пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
- Установление медицинским учреждением предварительного диагноза профессионального заболевания, и направление в Роспотребнадзор и работодателю извещения.
- Составление Роспотребнадзором санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника, и направление её в медицинское учреждение.
- Установление (либо неустановленные) медицинским учреждением заключительного диагноза профессионального заболевания; в случае установления заключительного диагноза – направление в Роспотребнадзор и работодателю соответствующего извещения.
- При получении извещения об установлении заключительного диагноза – создание работодателем совместной с Роспотребнадзором комиссии по расследованию профессионального заболевания, расследование профессионального заболевания, составление акта о случае профессионального заболевания, утверждаемого председателем комиссии – главным государственным санитарным врачом.
- Представляет в органы Роспотребнадзора необходимую информацию для составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда (по официальному запросу);
- Предоставляет доступ к рабочему месту для проведения необходимых экспертиз, исследований (испытаний), обследований.
- Издает Распоряжение о создании комиссии по расследованию профессиональных заболеваний; в состав комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда, представитель центра профессиональной патологии, установившего заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание или хроническое профессиональное заболевание, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) и страховщика (по согласованию);
- Обеспечивает работу комиссии (материально-техническое, информационное, иное).
Общие мероприятия
Мероприятия, направленные на охрану окружающей среды
Мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, для объектов сельского хозяйства
Действия при установлении профессионального заболевания работника:
При получении извещения об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания работодатель:
При получении извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания работодатель:
Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования могут быть рассмотрены в досудебном порядке или обжалованы в суде.
- Программу производственного контроля (ППК) утверждает руководитель организации.
- Программа составляется в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
- Обязательные требования к программе производственного контроля за условиями труда приведены в СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
- Лабораторные исследования и испытания должны проводиться аккредитованной лабораторией. Проверить лабораторию можно в государственном реестре (ссылка https://pub.fsa.gov.ru/ral)
- Показатели, подлежащие лабораторным исследованиям и испытаниям в рамках производственного контроля условий труда на объектах промышленности и сельского хозяйства (скачать pdf) (прикрепляется файл «ПК Промышленность и сельское хозяйство Таблица 1»)
- Исследования рабочих растворов дезинфицирующих средств (скачать pdf)
- Проводить лабораторный контроль качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны в случае, если эксплуатирующие объекты являются источниками воздействия на среду обитание и здоровье и создают химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающее 0,1 ПДК (ОБУВ); (скачать pdf)
- Проводить лабораторный контроль качества питьевой и горячей воды;
- Проводить лабораторный контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов в случае, если предприятие осуществляет сброс сточных вод в водоемы (водоотведение). Отбор проб осуществляется на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект. При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.
- Проводить контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов на предприятиях животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей.
Производственный контроль, направленный на охрану окружающей среды
Санитарно-эпидемиологические угрозы
Важно знать об этих инфекциях:
«КЭП» - консультации эпидемиолога
информационно-консультационного характера, направленное на информационное сопровождение и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в организациях и предприятиях

Часто встречающиеся нарушения для этого вида деятельности
- Недостаточные средства индивидуальной защиты и их неправильное использование, такие как маски, перчатки и другие средства безопасности.
- Несоблюдение стандартов санитарной обработки помещений и оборудования.
- Недостаточные меры контроля за содержанием вредных химических веществ в производственных материалах.
- Неправильная обработка отходов и выбросы вредных веществ, что может загрязнять окружающую среду и водные источники.
- Нарушения в оформлении и ведении медицинской документации, включая медицинские книжки и профилактические прививки.
- Несоблюдение правил медицинских осмотров и аттестации персонала, что может повысить риск распространения инфекционных заболеваний.
За совершение административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- административное приостановление деятельности.
Нормативно-методическая документация для этого вида деятельности
-
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»30.05.2025 20:41:53Документ/pdf0.44mb
-
ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»30.05.2025 21:14:02Документ/pdf1.18mb
-
ТР ТС 051/2021 «Технический регламент о безопасности мяса птицы и продукции его переработки»30.05.2025 21:14:26Документ/pdf0.86mb
-
ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»30.05.2025 21:13:34Документ/pdf3.15mb
-
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»11.09.2024 14:26:29Документ/pdf0.63mb
-
ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»11.09.2024 14:26:47Документ/pdf1.42mb
-
ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»11.09.2024 12:56:30Документ/pdf0.61mb
-
"ТР ЕАЭС 044/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»"11.09.2024 12:52:48Документ/pdf0.66mb
-
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»30.05.2025 18:58:56Документ/pdf1.35mb
-
ТР ЕАЭС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции»30.05.2025 19:15:40Документ/pdf2.22mb
Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор)
Государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) – деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом государственного контроля (надзора) являются:
- соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
- соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
- выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)".
Контрольно-надзорное мероприятие не может быть проведено без опубликования сведений о ней на портале Генпрокуратуры России ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal
Виды проверок: плановые и внеплановые.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий, который находится на портале Генпрокуратуры России ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal
Периодичность проведения зависит от присвоенной объектам категории риска, в отношении объектов категории:
- чрезвычайно высокого риска – 1 раз в год;
- высокого риска - 1 раз в 2 года;
- значительного риска - 1 раз в 3 года;
- среднего риска – 1 раз в 4 года;
- умеренного риска – 1 раз в 6 лет;
- низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся:
- с согласованием с органами прокуратуры:
- при непосредственной угрозе или фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (случаи инфекционных и неинфекционных заболеваний);
- в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания.
- без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента РФ или Правительства РФ;
- по требованию прокурора;
Контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом:
Выездная проверка - комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа, в ходе которой могут осуществляться следующие действия: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.
Выборочный контроль - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. В ходе выборочного контроля могут осуществляться следующие действия: осмотр, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза.
Инспекционный визит – контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; инструментальное обследование; истребование документов.
Рейдовый осмотр - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.
Документарная проверка - контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза.
Мониторинговая закупка - контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, эксперимент, инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза.
Контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:
Наблюдение за соблюдением обязательных требований – осуществляется инспектором путем анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
Выездное обследование – контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование (с применением видеозаписи), испытание, экспертиза.
Категория риска – показатель причинения вреда (ущерба) объектом, принадлежащим контролируемому лицу, в случае несоблюдения им санитарного законодательства.
На категорию риска влияют 2 фактора:
- тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения санитарных требований (то есть насколько сильно может пострадать здоровье людей, и сколько пострадавших может, теоретически, появиться, в результате нарушения контролируемым лицом санитарного законодательства);
- вероятность несоблюдения контролируемыми лицами санитарных требований.
В зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
- чрезвычайно высокий риск
- высокий риск
- значительный риск
- средний риск
- умеренный риск
- низкий риск
Информацию о присвоенной категории риска Вы можете получить:
- На официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Деятельность», подраздел «Организация деятельности», вкладка «Реестр категорированных объектов» по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/rko/rko_sanepid.php
- В Едином реестре видов контроля, раздел «Категорированные объекты» по адресу https://ervk.gov.ru/objects
- Обратившись с письменным заявлением в адрес Управления Роспотребнадзора в Вашем субъекте Российской Федерации
Профилактика нарушений обязательных требований – это деятельность Роспотребнадзора направленная на:
- предупреждение нарушений обязательных требований, установленных в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- повышение информированности контролируемых лиц об обязательных требованиях и способах их соблюдения;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) жизни и здоровью человека.
Органы Роспотребнадзора могут проводить следующие профилактические мероприятия:
1. Профилактический визит – это профилактическая беседа между сотрудником Роспотребнадзора и контролируемым лицом, целью которой является информирование о способах соблюдения обязательных требований санитарного законодательства, в том числе о проведении необходимых профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям санитарного законодательства.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит может проходить в формате очной встречи по месту осуществления деятельности либо в формате видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.
В обязательном порядке профилактические визиты проводятся:
- для организаций, осуществляющих свою деятельность менее одного года;
- для организаций, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита Вы будете уведомлены не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Разъяснения, данные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
У Вас есть право отказаться от проведения профилактического визита (необходимо подать уведомление за 3 рабочих дня до даты его проведения).
Вы вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении для Вашего предприятия профилактического визита.
Если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований — это мера профилактики нарушений, предупреждение о том, что Вы, возможно, нарушаете обязательные требования или есть риск несоблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения объявляется, если:
- имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований;
- имеются сведения о признаках нарушений обязательных требований, но при этом нет подтвержденных данных о том, что такое нарушение причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В предостережении указывается:
- соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт,
- какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (приводится описание конкретных действий (бездействия) организации, ее работников, ИП и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований),
- предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Если Вы считаете, что не нарушали обязательные требования и указанные сведения не нашли подтверждения - в течение 20 рабочих дней Вы можете направить возражение на предостережение.
Предостережение не влечет мер ответственности и одной из основных его целей является устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в дальнейшем.
3. Консультирование — это разъяснения должностного лица контрольного (надзорного) органа по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по вопросам:
- наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- порядок обжалования решений должностных лиц Роспотребнадзора.
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа государственного контроля (надзора), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы не предоставляются.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса о предоставлении письменной консультации. Ответ дается в течение 30 дней, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
4. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) — это документ, который включает в себя профилактические мероприятия в отношении контролируемых лиц, проводимых Роспотребнадзором с целью профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Программа профилактики рисков причинения вреда утверждается ежегодно Роспотребнадзором.
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом. Контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
Ознакомиться с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) можно на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Документы» по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=26529
5. Информирование
Информирование осуществляется посредством размещения органами Роспотребнадзора соответствующих сведений на своих официальных сайтах в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
6. Обобщение правоприменительной практики
Доклады о правоприменительной практике при осуществлении государственного контроля (надзора) размещаются Роспотребнадзором на официальном сайте в сети «Интернет» не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Информация о проведении мероприятий по контролю (надзору) или профилактического мероприятия должна быть размещена в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal.
Проверяющий имеет:
- форменную одежду из ткани темно-бордового цвета, на левом рукаве пиджака, жакета, куртки - нарукавный знак «Роспотребнадзор» или одежду делового стиля;
- служебное удостоверение с наименованием должности и ФИО проверяющего лица;
- документ с решением о проведении мероприятий по контролю (надзору) или профилактического мероприятия с указанием наименования должности и ФИО проверяющего лица, а также учетного номера мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и QR-кода, обеспечивающего переход на страницу контрольного мероприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований проверяющий может использовать фото-, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения: мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.
Чаще всего в организациях промышленности и сельского хозяйства встречаются нарушения:
- Факторы производственной среды и трудового процесса, а также факторы среды обитания (атмосферный воздух, сточные воды, вода водных объектов, питьевая и горячая вода) не соответствуют установленным нормативам.
- Объемы производственного контроля необоснованно сокращаются; исследуются не все производственные факторы и факторы среды обитания (атмосферный воздух, сточные воды, вода водных объектов, питьевая и горячая вода).
- Отсутствует автоматизированный производственный контроль веществ остронаправленного действия.
- По результатам ПЛК и СОУТ не разработан перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
- Нарушаются требования к технологии и оборудованию; не соблюдаются требования к организации производственной вентиляции, и др.
- Работники не обеспечиваются необходимыми средствами индивидуальной защиты.
- Выявляются нарушения требований санитарных правил к обращению с отходами.
- Для промышленного объекта не устанавливается санитарно-защитная зона.
- Руководителем организации не издается документ о назначении должностного лица, ответственного за организацию иммунизации сотрудников.
- Руководителем организации не представляется в медицинскую организацию список работающих, заверенный подписью руководителя, с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии), даты рождения, занимаемой должности, сведений о проведенных ранее прививках, имеющихся медицинских отводах (противопоказаниях).
- Допускаются до работы лица, относящиеся к группам риска, которым ранее не проводилась иммунизация по эпидемиологическим показаниям.
За нарушения санитарного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации административных правонарушений (КоАП):
- Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
- Статья 6.35 Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления
- Статья 6.5 Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде
Административная ответственность за выявленные правонарушения по указанным статьям применяется в виде предупреждения и административного штрафа, приостановления деятельности объекта.
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется до начала фактического осуществления деятельности.
Сведения предоставляются дополнительно в следующих случаях:
- изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
- изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
- реорганизация юридического лица;
- прекращение осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
В уведомлении указывается:
- Наименование территориального органа Роспотребнадзора по месту нахождения объекта
- Наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя
- ИНН
- ОГРН организации или ОГРНИП
- адрес фактического расположения объекта
- коды ОКВЭД
Уведомление подается исключительно в электронном виде через Единый портал государственных услуг в виде электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по адресу: https://lk.gosuslugi.ru/org-profile/knd
Сведения о принятых уведомлениях автоматически размещаются в Едином реестре уведомлений на базе Единого реестра видов контроля, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Деятельность», подраздел «Организация деятельности», вкладка «Реестр уведомлений о видах деятельности» по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/ruovd/ruovd.php
Задать вопрос по отрасли Промышленность и сельское хозяйство
Мой роспотребнадзор
Разъяснение контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, с целью минимизации риска и причинения вреда, охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований, а также защита прав и законных интересов предпринимателей.
Найти в своем регионе
Не можете найти нужную информацию?
Обратитесь к помощнику КЭП!
- Поможет найти нужный материал
- Подскажет в каком разделе находится документ
- Отфильтрует лишнее
- Покажет популярную информацию на портале
