Детские и молодежные организации
Детские и молодежные организации играют ключевую роль в жизни общества, обеспечивая важную поддержку в воспитании и обучении нового поколения. Они создают безопасное и вдохновляющее окружение для многогранного развития.
Дети — одна из приоритетных групп населения, которая требует максимальной защиты и заботы об их здоровье. Они наиболее уязвимы к воздействию вредных факторов окружающей среды, часто подвержены инфекционным заболеваниям, которые могут протекать с тяжелыми осложнениями.
Этот раздел посвящен деятельности организаций, занимающихся воспитанием и обучением, созданием условий для отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Работа таких организаций сопряжена с высокой степенью риска причинить вред здоровью из-за возможного несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Особенно это касается учреждений с круглосуточным пребыванием детей (детские оздоровительные лагеря, дома-интернаты).
При государственной регистрации любой новой организации ей присваивается соответствующий код ОКВЭД, определяющий ее деятельность.
- Деятельность дошкольных образовательных организаций
- 85.11
- Деятельность общеобразовательных организаций
- 85.12-85.14
- Деятельность организаций дополнительного образования (языковые курсы и кружки)
- 85.41.1
- Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- 87.90
Санитарно-эпидемиологические риски
- Ветряная оспа, вирусный гепатит А, грипп и другие респираторные вирусные инфекции, новая коронавирусная инфекция (COVID-19), коклюш, корь, полиомиелит, острые кишечные инфекции, сальмонеллез, туберкулез.
- Энтеровирусная инфекция, внебольничная пневмония, менингококковая инфекция, педикулез, чесотка, энтеробиоз.
- «школьные» болезни, возникающие в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды (отсутствие приверженности в семьях ЗОЖ, отсутствие сберегающих технологий обучения, неадекватная система физического воспитания, стрессовые ситуации): сколиоз, близорукость, гастрит, ожирение.
При работе организаций для детей и молодежи существуют риски возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Актуальные инфекционные заболевания для этой отрасли:
Актуальные неинфекционных заболевания для этой отрасли, связанные с условиями деятельности:
- Не скрывать случай выявления больного от руководства организации и профильных ведомств.
- Изолировать больного (изолятор, медицинский кабинет);
- Сообщить о больном в медицинскую организацию;
- Внести сведения о случае инфекционного заболевания в журнал учета инфекционных заболеваний;
- Организация мероприятий по осмотру лиц, находившихся в контакте, с целью выявления признаков инфекционного заболевания.
- Неукоснительно соблюдать предписание органа Роспотребнадзора о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При возникновении инфекционного заболевания необходимо:
- Программу производственного контроля (ППК) разрабатывает хозяйствующий субъект и утверждает руководитель организации.
- ППК составляется в соответствии с санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
- Лабораторные исследования и испытания должны проводиться аккредитованной лабораторией. Проверить лабораторию можно в государственном реестре (ссылка https://pub.fsa.gov.ru/ral)
- Лабораторный контроль за организацией питания проводится согласно материалам, размещенным в таблице (скачать pdf)
- Лабораторный контроль за организацией учебного процесса проводится согласно материалам, размещенным в таблице (скачать pdf)
Санитарно-эпидемиологические угрозы
Важно знать об этих инфекциях:
«КЭП» - консультации эпидемиолога
информационно-консультационного характера, направленное на информационное сопровождение и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в организациях и предприятиях

Часто встречающиеся нарушения для этого вида деятельности
- Использование в хозяйственно-питьевых и бытовых целях воды, не соответствующей обязательным требованиям
- Нарушения в части планировки, размещения, зонирования и оборудования территории и помещений, содержания территорий и зданий
- Нарушения, связанные с оборудованием и эксплуатацией системы горячего и холодного водоснабжения
- Нарушения в обслуживании системы вентиляции
- Нарушение правил обращения с бытовыми отходами, уборки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации
- Нарушение правил оказания услуг общественного питания (подробно разобраны в другом разделе – ссылка на раздел Общественное питание)
- Нарушения организации образовательного (воспитательного) процесса, нерациональное распределение учебной (досуговой) нагрузки, нарушения при составлении расписания
- Использование небезопасной мебели, оборудования и предметов обихода или нерациональное их использование
- Не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с проведением лабораторных исследований и измерений
За совершение административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- административное приостановление деятельности.
Нормативно-методическая документация для этого вида деятельности
-
ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»30.05.2025 20:41:53Документ/pdf0.44mb
-
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»11.09.2024 14:03:44Документ/pdf0.74mb
-
ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»11.09.2024 14:23:38Документ/pdf0.43mb
-
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»11.09.2024 14:23:57Документ/pdf0.96mb
-
ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»11.09.2024 14:26:14Документ/pdf4.11mb
-
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»11.09.2024 14:26:29Документ/pdf0.63mb
-
ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»11.09.2024 14:26:47Документ/pdf1.42mb
-
ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»11.09.2024 12:56:30Документ/pdf0.61mb
-
"ТР ЕАЭС 044/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»"11.09.2024 12:52:48Документ/pdf0.66mb
-
ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»30.05.2025 18:58:56Документ/pdf1.35mb
Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор)
Государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) – деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом государственного контроля (надзора) являются:
- соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
- соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
- выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)".
Контрольно-надзорное мероприятие не может быть проведено без опубликования сведений о ней на портале Генпрокуратуры России ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal
Виды проверок: плановые и внеплановые.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий, который находится на портале Генпрокуратуры России ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal
Периодичность проведения зависит от присвоенной объектам категории риска, в отношении объектов категории:
- чрезвычайно высокого риска – 1 раз в год;
- высокого риска - 1 раз в 2 года;
- значительного риска - 1 раз в 3 года;
- среднего риска – 1 раз в 4 года;
- умеренного риска – 1 раз в 6 лет;
- низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся:
- с согласованием с органами прокуратуры:
- при непосредственной угрозе или фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (случаи инфекционных и неинфекционных заболеваний);
- в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания.
- без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента РФ или Правительства РФ;
- по требованию прокурора;
Контрольно-надзорные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом:
Выездная проверка - комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа, в ходе которой могут осуществляться следующие действия: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.
Выборочный контроль - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. В ходе выборочного контроля могут осуществляться следующие действия: осмотр, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза.
Инспекционный визит – контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; инструментальное обследование; истребование документов.
Рейдовый осмотр - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.
Документарная проверка - контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза.
Мониторинговая закупка - контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, эксперимент, инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза.
Контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:
Наблюдение за соблюдением обязательных требований – осуществляется инспектором путем анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
Выездное обследование – контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование (с применением видеозаписи), испытание, экспертиза.
Категория риска – показатель причинения вреда (ущерба) объектом, принадлежащим контролируемому лицу, в случае несоблюдения им санитарного законодательства.
На категорию риска влияют 2 фактора:
- тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения санитарных требований (то есть насколько сильно может пострадать здоровье людей, и сколько пострадавших может, теоретически, появиться, в результате нарушения контролируемым лицом санитарного законодательства);
- вероятность несоблюдения контролируемыми лицами санитарных требований.
В зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
- чрезвычайно высокий риск
- высокий риск
- значительный риск
- средний риск
- умеренный риск
- низкий риск
Информацию о присвоенной категории риска Вы можете получить:
- На официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Деятельность», подраздел «Организация деятельности», вкладка «Реестр категорированных объектов» по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/rko/rko_sanepid.php
- В Едином реестре видов контроля, раздел «Категорированные объекты» по адресу https://ervk.gov.ru/objects
- Обратившись с письменным заявлением в адрес Управления Роспотребнадзора в Вашем субъекте Российской Федерации
Профилактика нарушений обязательных требований – это деятельность Роспотребнадзора направленная на:
- предупреждение нарушений обязательных требований, установленных в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- повышение информированности контролируемых лиц об обязательных требованиях и способах их соблюдения;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) жизни и здоровью человека.
Органы Роспотребнадзора могут проводить следующие профилактические мероприятия:
1. Профилактический визит – это профилактическая беседа между сотрудником Роспотребнадзора и контролируемым лицом, целью которой является информирование о способах соблюдения обязательных требований санитарного законодательства, в том числе о проведении необходимых профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям санитарного законодательства.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит может проходить в формате очной встречи по месту осуществления деятельности либо в формате видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.
В обязательном порядке профилактические визиты проводятся:
- для организаций, осуществляющих свою деятельность менее одного года;
- для организаций, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита Вы будете уведомлены не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Разъяснения, данные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
У Вас есть право отказаться от проведения профилактического визита (необходимо подать уведомление за 3 рабочих дня до даты его проведения).
Вы вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении для Вашего предприятия профилактического визита.
Если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований — это мера профилактики нарушений, предупреждение о том, что Вы, возможно, нарушаете обязательные требования или есть риск несоблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения объявляется, если:
- имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований;
- имеются сведения о признаках нарушений обязательных требований, но при этом нет подтвержденных данных о том, что такое нарушение причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В предостережении указывается:
- соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт,
- какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (приводится описание конкретных действий (бездействия) организации, ее работников, ИП и (или) его работников, которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований),
- предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Если Вы считаете, что не нарушали обязательные требования и указанные сведения не нашли подтверждения - в течение 20 рабочих дней Вы можете направить возражение на предостережение.
Предостережение не влечет мер ответственности и одной из основных его целей является устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в дальнейшем.
3. Консультирование — это разъяснения должностного лица контрольного (надзорного) органа по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по вопросам:
- наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- порядок обжалования решений должностных лиц Роспотребнадзора.
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц органа государственного контроля (надзора), иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы не предоставляются.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса о предоставлении письменной консультации. Ответ дается в течение 30 дней, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
4. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) — это документ, который включает в себя профилактические мероприятия в отношении контролируемых лиц, проводимых Роспотребнадзором с целью профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Программа профилактики рисков причинения вреда утверждается ежегодно Роспотребнадзором.
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом. Контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
Ознакомиться с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) можно на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Документы» по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=26529
5. Информирование
Информирование осуществляется посредством размещения органами Роспотребнадзора соответствующих сведений на своих официальных сайтах в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
6. Обобщение правоприменительной практики
Доклады о правоприменительной практике при осуществлении государственного контроля (надзора) размещаются Роспотребнадзором на официальном сайте в сети «Интернет» не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Информация о проведении мероприятий по контролю (надзору) или профилактического мероприятия должна быть размещена в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal.
Проверяющий имеет:
- форменную одежду из ткани темно-бордового цвета, на левом рукаве пиджака, жакета, куртки - нарукавный знак «Роспотребнадзор» или одежду делового стиля;
- служебное удостоверение с наименованием должности и ФИО проверяющего лица;
- документ с решением о проведении мероприятий по контролю (надзору) или профилактического мероприятия с указанием наименования должности и ФИО проверяющего лица, а также учетного номера мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и QR-кода, обеспечивающего переход на страницу контрольного мероприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований проверяющий может использовать фото-, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения: мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.
Чаще всего в детских и молодежных организациях встречаются нарушения:
- санитарно-технического состояния помещений и территории;
- отсутствие маркировки детской мебели (столы, стулья в дошкольной организации), ученической мебели (в образовательных организации);
- отсутствие маркировки на уборочном инвентаре;
- отсутствие маркировки на емкостях для приготовления дезинфицирующих средств;
- нарушения по ведению документации по питанию;
- нарушения маркировки, условий хранения, транспортировки пищевых продуктов, технологии приготовления пищи;
- нарушения в части режима и составления расписания занятий;
- нарушение сроков прохождения периодических медицинских осмотров работниками;
- отсутствие данных о вакцинации сотрудников в соответствии с календарем профилактических прививок.
За нарушения санитарного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации административных правонарушений (КоАП):
- Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения
- Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения
- Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
Административная ответственность за выявленные правонарушения по указанным статьям применяется в виде предупреждения и административного штрафа, приостановления деятельности объекта.
Задать вопрос по отрасли Детские и молодежные организации
Мой роспотребнадзор
Разъяснение контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, с целью минимизации риска и причинения вреда, охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований, а также защита прав и законных интересов предпринимателей.
Найти в своем регионе
Не можете найти нужную информацию?
Обратитесь к помощнику КЭП!
- Поможет найти нужный материал
- Подскажет в каком разделе находится документ
- Отфильтрует лишнее
- Покажет популярную информацию на портале
